Соловьёв Сергей Александрович (р. 1944), кинорежиссёр, народный артист Российской Федерации (1996). Фильмы: «Егор Булычов и другие» (1971), «Станционный смотритель» (1972), «Сто дней после детства» (1975), «Спасатель» (1980), «Наследница по прямой» (1982), «Избранные» (1983), «Чужая Белая и Рябой» (1986), «Асса» (1988), «Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1990), «Дом под звёздным небом» (1992) и др. Для Соловьева характерна высокая культура пластических решений; нередко переосмысливает в своих фильмах действительность, прибегая к неожиданным, экстравагантным приёмам. Государственная премия СССР (1977).
* * *
СОЛОВЬЕВ Сергей Александрович - СОЛОВЬЕВ Сергей Александрович (р. 1944), российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России (1976). Поставил фильмы: «Сто дней после детства» (1975), «Спасатель» (1980), «Наследница по прямой» (1982), «Избранные» (1983, совместно с Колумбией), «Чужая Белая и Рябой» (1987), «Асса» (1988), «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1990) и др. Государственная премия СССР (1977).
* * *
СОЛОВЬЕВ Сергей Александрович (р. 25 августа 1944, Кемь, Карелия), российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).
В школьные годы был актером ленинградского Большого Драматического театра, в 1960-62 работал на Ленинградском телевидении. В 1969 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич) и А. Б. Столпера). По его студенческому сценарию снят известный документальный фильм «Взгляните на лицо» (1965). С 1969 Соловьев работает на киностудии «Мосфильм», где дебютировал двумя новеллами по рассказам А. П. Чехова «От нечего делать» и «Предложение» (1969, киноальманах «Семейное счастье»). Здесь и в последующих экранизациях - «Егор Булычов и другие» (1971, по пьесе М. Горького) и телефильме «Станционный смотритель» (1972, по повести А. С. Пушкина, приз итальянского радио и телевидения на Венецианском кинофестивале, 1974) - Соловьев заявил о себе как о тонком стилисте и оригинальном интерпретаторе классики.
Фильм «Сто дней после детства» (1975, Государственная премия СССР, 1977, премия Ленинского комсомола, 1976, приз «Серебряный медведь» на кинофестивале в Западном Берлине, 1975) открыл юношескую кинотрилогию Соловьева. Режиссер в своем фильме, построенном на литературных и живописных реминисценциях, попытался высказаться об отрочестве как о поре «воспитания чувств». Здесь, как и в продолживших трилогию «Спасателе» (1980, диплом кинофестиваля в Венеции, 1980) и «Наследнице по прямой» (1982, золотая медаль кинофестиваля детских фильмов в Салерно, Италия, 1983) точкой нравственного отсчета стала русская литературная классика. Изобразительный ряд, в свою очередь, был сориентирован на классическую живопись.
В тех же нравственных и эстетических координатах находились и совместные постановки, осуществленные Соловьевым: «Мелодии белой ночи» (1976, СССР-Япония) и «Избранные» (1982, СССР-Колумбия). Картина «Чужая Белая и Рябой» (1986) стала в творчестве режиссера поворотной, фильм этот более принадлежал к направлению, в обиходе называвшемуся «чернухой». «Асса» (1988) ознаменовалась сменой культурного андеграунда. Картина положила начало новой, «постсоветской» трилогии режиссера, в которую вошли также «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» (1990) и «Дом под звездным небом» (1991). Эти эклектичные, нравственно и эстетически провокационные ленты, построенные по законам хэппенинга, с излишней, может быть, поспешностью причисляют к постмодернистскому течению. А новая экранизация Соловьева «Три сестры» (1993) по пьесе А. П. Чехова так же разнится от первых экранизаций режиссера, как юношеская его трилогия от «постсоветской».
В 1993 Соловьев начал активно работать в театре, поставив чеховские пьесы «Чайку» в Театре содружества актеров Таганки и «Дядю Ваню» в Малом театре.
С 1985 Соловьев ведет во ВГИКе актерско-режиссерскую мастерскую.
В 2001 режиссер поставил фильм «Нежный возраст», в 2004 - «О любви».